Wednesday, October 19, 2016

Сарыджаз - дневник похода

Река Сарыджаз является одной из самых труднодоступных рек на территории бывшего СССР. Эта река всегда считалась эталоном сложности в водном туризме и людей, побывавших на Сарыджазе, зачастую относили к определенной "элите". Водники прошедшие Сарыджаз автоматически становились в глазах окружающих на голову выше, сильнее и вызывали огромный интерес у тех, кто только мечтал оказаться на этой реке. Во всяком случае так было со мной и "ветераны Сарыджаза" всегда вызывали у меня большое уважение и я всегда с открытым ртом слушал истории, пережитые на этой легендарной реке.

У многих людей связанных с бурной водой одно лишь слово "Сарыджаз" вызывает определенный трепет, страх и зачастую огромное любопытство. Для меня Сарыджаз всегда являлся чем-то таинственным и мифическим. В далеком 2003 году, когда я только начинал плавать на каяке, мне довелось оказаться на фестивале водного туризма в Лосево, где впервые я узнал о существовании этой реки.
Тогда для меня это было всего лишь название очередной сложной реки, которое ни о чем не говорило и я даже не имел представление где находится Сарыджаз. Но чем больше я плавал в последующие годы, тем чаще мне встречалось это название, которое в определенный момент перестало быть просто словом.
Первый раз идея отправиться на Сарыджаз пришла мне в голову в 2009 году, но по определенным причинам тогда ничего не вышло, загнувшись еще на начальном этапе организации. Мысли и мечты попасть на эту реку с тех самых пор не давали мне покоя и я всё больше и больше хотел собрать команду для прохождения легендарного Сарыджаза. Затем был 2013 год, который практически в плотную приблизил меня к ставшей уже мечтой реке. Но и тогда поездка сорвалась из-за ряда причин. И вот наконец после 12-ти лет со дня первого упоминания об этой реке я оказался на берегу Сарыджаза. Сейчас, оглядываясь назад я понимаю что все сложилось именно так, как это должно было сложиться. Просто ни в 2009 ни в 2013 годах я не был готов к прохождению этой сложной во всех отношениях реки. Я не был готов ни в техническом плане, ни в плане команды. Как сказал мне Nate Klema - американский каякер, прошедший Сарыджаз в 2013 году: "Это река не для каждого. Если ты чувствуешь что готов, то значит настало время туда отправиться".

Ниже будет представлен дневник нашей поездки на эту удивительную реку.

Сарыджаз 2015

9. Иван Козлачков - Россия
10. Егор Воскобойников - Россия
11. Томас Марниц - Латвия

Первые 3 дня мы провели в Бишкеке. Ждем 4 лодки, которые сначала не вылетели из Мюнхена, а потом застряли на пересадке в Стамбуле. Сегодня вся команда со всем барахлом уехала в Каракол, а мы с Филипом остались ждать ночного рейса турецких авиалиний, которым обещали доставить наши лодки. В 3 часа ночи мы с улыбками на лице и 4 лодками в салоне маршрутки выезжаем в сторону Каракола, где нас должен утром ждать вахтованный ГАЗ66. У меня впервые появилось ощущение того, что мы действительно едем на Сарыджаз...
Дорога в поселок Эныльчек была достаточно хорошая и мы быстро добрались до погран заставы. Окружающие пейзажи сразу дали понять, что мы будем сплавляться в очень больших горах. После проверки документов и необходимых пропусков мы переехали чуть ниже поселка к горячим источникам, где и простились с машиной. Ночь под черным небом усыпанным миллиардами звезд, которые как то особенно светят тут, на берегу Сарыджаза...

10 сентября
Утром мороз и иней на спальниках. После холодной ночи все побежали греться в горячую воду, вытекающую прямо из скалы. Раскидали быстро продукты и начали сплав. Вода коричневая, совсем не такая какую я видел на катамаранных фотографиях... Но мы знали что так будет, потому что отправились сюда в первой половине сентября, когда вода еще высокая. Лодки очень тяжелые и первые несколько километров все пытаются понять как управлять лодкой, которую с трудом можно оторвать от земли. Пейзажи просто сумашедшие, не похожие ни на что, где я когда либо бывал до этого. Через несколько часов несложного сплава встали на пляже правого берега. Первый день принес счастье, радость, отличную погоду и тепло. Сэм визжит от восторга и свободы. Прошло уже 5 лет с того момента как мы путешествовали подобным составом по Алтаю. Каждый наслаждается чем то своим. Внутри себя...

11 сентября
Вышли в 10.30. Через несколько километров река вошла в каньон и мы остановились посмотреть первое препятствие. В пороге Пограничник линии у всех были разные, у кого-то чистые, у кого-то не очень и всем стало понятно, что сплав по такой воде не будет легкой прогулкой. Дальше весь день состоял из больших порогов с большими бочками и слаломом между ними. Хотя всё достаточно чистое и многие линии читаются с воды. Удивительные краски, высочайшие мраморные стены, интересная бурная вода и много неизвестного. Тут же и первые потери - дрон, с помощью которого снимал Олаф, потерял сигнал GPS, начал хаотично летать по каньону, после чего улетел за поворот реки и упал в воду. Встали на левом берегу недалеко от начала Уччатского прорыва.

12 сентября
Вода немного упала за ночь, но уже первые пороги 3го дня показались значительно мощнее вчерашних. Стало появляться всё больше и больше сифонов и больших глыб в русле реки. Доплыли до порога Манхетен. Я знал как выглядит этот порог и видел различные фотографии этого препятствия много раз. Но я даже представить не мог насколько здесь всё огромное! Громадные камни, размером с целые дома перегородили русло реки и вся вода сочится где-то под ними. Очень впечатляет. Быстро посмотрели и поехали в щель под правым берегом, оттуда обратно на центр. Дальше до большого завала пороги стали еще мощнее. Вода перемешивается целыми пластами и постоянно возит из стороны в сторону. Очень много "жвачек", которые периодически захлопывают сплавные лодки. Обнос завала дался нелегко, т.к. постоянно приходится залезать на двухэтажные глыбы, а иногда протискиваться под ними. Егор чуть не утопил свою лодку со всеми вещами, уронив ее прямо в сифон. Уже почти в темноте встали в устье Уччата. Ночь звездная.

13 сентября
Вышли в районе 12.00 и через 2 часа были на знаменитой метео станции Джамансу. Левый приток Сарыджаза - Каюкап, по которому обычно выходят катамаранщики, представлял собой сплавную реку с коричневой водой. Переправа на метео станции в нормальном состоянии, а домик потихоньку разваливается. Надо сказать, что это пожалуй единственное плоское место такого размера на всём Сарыджазе. Своебразная полка в несколько этажей с просто крутейшим видом на хребет Майбаш. Весь оставшийся день читаем найденные в домике отчеты.

На Сарыджазе всё прекрасно и особенно дико, за этим пожалуй люди сюда и идут. Но в каждой бочке мёда есть ложка дёгтя. И к большому сожалению Сарыджаз не стал исключением. Первое и самое большое разочарование всей поездки... В радиусе нескольких километров от метео станции валяется огромное количество катамаранного мусора, который лежит, гниёт и воняет. Лежит уже давно и к сожалению будет лежать еще долго. Я прекрасно понимаю, что вынести отсюда всё снаряжение просто невозможно из-за береговой обстановки и труднопроходимых гор. Из-за этого группы водников вынуждены оставлять тут свои вещи и снаряжение. Но неужели так трудно всё это сжечь или хотя бы занести в дом?! Очевидно, что здесь дуют постоянные сильные ветра и теперь все эти "шерстяные свитера", штаны с пенопластом, трусы и катамаранные балоны просто разбросаны по берегам этой красивой реки как попало и гниют. Печально, что такое удивительное по красоте дикое место, загажено руками тех, кто считает эту реку святыней...

14 сентября
Сегодня день без каякинга. Поделились на 2 группы для того чтобы разведать каньон Джамансу. Наша основная задача, проплыть каньон до Глаз и вернуться обратно на метео станцию с лодками. Для этого Егор, Фабиан и Тило пошли разведывать пеший вариант выхода через хребет правого берега. Остальные пошли разведывать каньон по левому берегу реки. Вечером собрались вместе и после обсуждений нескольких вариантов решили проходить каньон и возвращаться по берегу вдоль реки.

15 сентября
Самый эпичный день!
Встали в 6.00. Позавтракали и начали сплав в 8.00. Каньон Джамансу решили плыть 6 человек - Тило, Фабиан, Егор, Ваня, Герд и я. Через несколько минут после старта доплыли до порога "Щель-1", где нас уже ждал Джаред и Филип с камерами. Порог не представляет для каяка никакой сложности. Это длинный узкий корридор в скальном сужении с небольшим равномерным падением. Технически препятствие очень простое, но у меня в голове никак не укладывается факт, что огромная река размером с Аргут протискивается в щель шириной не больше 2 метров.

Быстро прошли первую щель парами и остановились для просмотра порога "Золотой Ключик". Этот порог мне тоже хорошо знаком из различных отчетов. Линия тоже достаточно простая, хотя тут уже чувствуется сильная турбулентность. Прошли быстро тройками и сходу прыгнули "Щель-2", где нас уже с камерой ждал Олаф. Порог "Щель-2" в нашу воду превратился в небольшой слив с мощным подсосом, который для каяка не представляет особой сложности.

Далее после порога "Ключик-2" вылезли на правый берег и пошли вниз смотреть оставшуюся часть каньона. Здесь стало понятно, что пройти по правому берегу до Глаз у нас не получится и единственным правильным решением было закрепить веревку на правом берегу в самом узком месте прямо над порогом "Щель-3". Перекинуть другой конец на левый берег, по которому после прохождения всего каньона можно спокойно вернуться от Глаз обратно к веревке. Затем натянуть переправу и по ней пебраться с лодками обратно на правый берег, по которому можно подняться вверх до второй щели. Там еще раз перечалиться на левый берег и выйти к метео станции. Так и сделали.

Пороги, как обычно это бывает, оказались значительно больше и мощнее чем они смотрелись с берега. Плыли все вместе одной группой. Вылезли прямо под Глазами, посидели, отдохнули, насладились эмоциями и начали возвращаться назад. Переправа над 3-й щелью на высоте 20-25 метров над водой - самый страшный момент этой поездки. На воде я себя чувствую намного надежнее, чем в воздухе. Вернулись обратно ко 2-й щели, где нас ждали друзья, которые помогли нам выбраться на полку. Вечером этого же дня мы сидели у костра рядом с метео станцией и пили чай, держа кружки высохшими руками. Мечта сбылась и нам удалось пройти Сарыджаз за 5 дней с одним лишь обносом завала.
Сарыджаз - удивительная река с хорошими порогами и просто нереальной береговой обстановкой. Сногсшибательные пейзажи, удаленность и дикость делают эту реку одной из самых уникальных на нашей планете. Недаром многие из тех, кто побывал на Сарыджазе, возвращались сюда снова. Отправился бы я сюда еще раз? Конечно да! Когда? Возможно в следующие несколько лет. А пока хочется побывать в новых еще неизведанных мной местах и открыть для себя новые реки.

Фотографии Эрика Бумера(Erik Boomer) и Егора Воскобойникова.